Для детей 5-17 лет, срок реализации 2, 3, 4 года

Файловые вложения: 
Наименование файла ОбновленРазмер
Первая страница Общеобразовательной программы (скан)07.11.2013105.12 КБ

СОДЕРЖАНИЕ

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы «Изобразительное искусство»;
  • учебный план;
  • программы учебных предметов;
  • система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися образовательной программы в области искусств;
  • программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа №2» реализует дополнительную общеобразовательную программу художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство».

Комплексная образовательная программа разработана для детской художественной школы на основе Примерных учебных планов образовательных программ дополнительного образования для детских школ искусств, Министерство культуры РФ, Москва, 2003 год.

Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 17 лет.

Срок реализации программы –2,3,4 года.

Содержание художественного образования включает:

  • формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
  • формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
  • формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
  • Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
  • формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Основной целью реализации настоящей образовательной программы является создание необходимых условий для повышения качества образовательного процесса в соответствии с приоритетами современной образовательной политики и потребностями заказчиков образовательных услуг.

Все принципы, лежащие в основе образовательной программы должны быть сориентированы на личность ребенка и создание условия для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам.

Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети до 18 лет, обучающиеся (далее вместе - дети), педагогические работники, родители (законные представители).

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом:

- обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Образовательная программа ориентированы на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;

- выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Инвариантный модуль – федеральный компонент, обеспечивающий единство образовательного пространства России, основа обучения в художественной школе. Данный комплекс обязательных предметов, объем часов, длительный период обучения, позволяют выделить ДХШ как особый вид учреждений дополнительного образования детей.

Содержание инвариантного модуля регулируется федеральными требованиями – примерными образовательными программами, рекомендованными Минкультуры РФ.

Вариативный модуль – обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов образования., дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

Школьный компонент направлен на реализацию принципа индивидуализации образования. Он дает возможность учесть интересы обучающихся и их родителей.

ПРЕДМЕТ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

Декоративная композиция

Программа знакомит учащихся с основами построения декоративной композиции, стилизацией и формообразованием.

1 год

Графика

Программа знакомит учащихся с печатной графикой – ксилографией (теория и практика).

1 год

Композиция (предмет по выбору в 3 классе)

Композиция носит историко-краеведческий характер.

1 год

Основы скульптуры

Знакомство детей 7-9 лет с керамикой

2 года

Основным принципом построения образовательной программы является вариативность содержания, направленного на удовлетворение различных образовательных потребностей.

Программа реализует подготовительный и базовый курс начального художественного образования.

Программа для детей 4-6 лет является программой раннего эстетического развития. Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы: развитие интереса к изобразительному искусству, раннее выявление творчески одаренных детей.

Программа подготовки детей к поступлению в школу предназначена для детей в возрасте 7-11 лет. Срок реализации программы – 3 года.

Цели подготовительной программы: дать детям представление об основных видах, жанрах и терминах изобразительного искусства, привить навыки работы с различными художественными материалами, развить фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Программа для детей старше 14 лет направлена на обучение подростков основам изобразительной грамоты. Срок реализации – 2 года.

Цель программы: освоение основ изобразительной грамоты, развитие творческих способностей, подготовка к поступлению в профильные учебные заведения.

Программа базового курса рассчитана на детей в возрасте 11-17 лет.

Срок реализации – 4 года.

Уровень освоения – повышенный.

Цели повышенного уровня освоения:

  • достижение уровня развития личности, достаточного для творчески- деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;
  • достаточно высокая степень овладения знаниями, умениями, навыками по выбранному виду искусства, необходимая для приобретения собственного опыта художественной деятельности.

Занятия в школе групповые. В классе не более 15 человек. Занятия по отдельным предметам проводятся блоками по 3 урока. Продолжительность урока 40 минут, перерыв между уроками 10 минут. Для детей 4-6 лет продолжительность урока 20 минут, 7-9 лет – 30 минут.

Учебная практика – пленэр, проводится в первой половине июня.

Важная специфика образовательного процесса в детской художественной школе - его практико-ориентированная направленность.

Практическая деятельность обучающихся в детской художественной школе имеет следующие виды:

  • учебно-исполнительская (художественно-изобразительная);
  • учебно-теоретическая;
  • творческая (креативная);
  • культурно-просветительская.

Данные виды практической деятельности обучающихся в детской художественно школе могут быть основой как учебных занятий, так и внеклассных мероприятий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Результат образовательного процесса - выпускник детской художественной школы, поэтому требования к уровню подготовки выпускника являются важной частью общих требований к содержанию образования.

Выпускник детской художественной школы - личность, реализующая свой целевой выбор в области изобразительного искусства, в уровне освоения этой деятельности, мотивах и ценностных ориентациях через приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Таким образом, качественное образование - это образование, которое обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопределения и способы эффективного действия в любых обстоятельствах

Показателями развития личности выпускника детской художественной школы как результата образования являются:

- сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности;

- развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической

деятельности в различных видах искусств, как в самой детской школе искусств, так и после ее окончания.

Повышенный уровень освоения образовательной программы выпускником предполагает следующие знания и умения:

1) Учебно-исполнительская деятельность – овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых в индивидуальной творческой деятельности (практике). Формирование умения самостоятельно решать поставленные задачи и художественно их реализовывать. Умение грамотно и образно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира. Овладение различными художественными материалами, техниками и жанрами. Формирование умения грамотно и осмысленно применять их для решения художественных задач.

2) Учебно-теоретическая – достижение необходимого уровня функциональной грамотности. Овладение навыками осознанного восприятия произведений изобразительного искусства. Овладение законами цветоведения, световоздушной и линейной перспективы. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.

3) Творческая (креативная) – формирование умения воплощать представления и фантазии в работе над композицией.

4) Культурно-просветительская – формирование навыков участия в конкурсах, фестивалях, выставках. Овладение навыками индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Формирование умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Уровень подготовки выпускника определяется компетентностью как владением предметными компетенциями. Определен структурный состав предметных компетенций, включающих когнитивный аспект и личностное развитие, проявляющееся в следующих аспектах мотивационный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевую регуляцию процесса и результаты проявления компетентности.

Оценка результативности образовательного процесса.

Компетенция

Критерии

Показатели

1

Когнитивный аспект

Наличие знаний, умений, навыков по предмету,

прописанных в разделе учебной программы

«ожидаемые результаты»

Выполнение образовательных задач учебного

задания.

2

Мотивационный аспект

Проявление потребности в общении

с искусством.

Посещение выставок, музеев, творческих

встреч с художниками за рамками организо-

ванного образовательного процесса.

Обучение в 5-м профориентационном классе

после окончания художественной школы.

Получение дополнительного художественного

образования за рамками основного образователь-

ного процесса (например, на специальных курсах.

3

Поведенческий аспект

Наблюдательность, умение видеть в окружаю-

щей действительности типичное, достойное

отражения в искусстве – в качестве индикаторов

измерения данной компетенции могут быть задания по композиции, предусматривающие сбор

натурного материала.

Образная характеристика персонажа: передан

«свой, индивидуальный характер» человека,

или архитектурного мотива, например старого

дома, по результатам наблюдений реальной

действительности.

Наличие деталей, характеризующих время и

место действия: детали одежды в портрете,

головной убор, обувь, аксессуары, украшения

и пр.; детали архитектурных сооружений:

окна, наличники, двери, крыльцо, кровля,

забор, скворечник, водосточные трубы и пр.

Навыки самостоятельной творческой деятельно

сти – в качестве индикаторов измерения данной

компетенции могут быть задания по композици

предусматривающие самостоятельную работу

над композицией: от первоначального эскиза

через натурные зарисовки к завершению композиции.

Наличие и качество зарисовок с натуры.

Наличие и качество различных вариантов

композиционного решения в эскизах.

Оптимальный выбор эскиза, умение обосно-

вать свой выбор.

Выбор колористического решения в зависи-

мости от замысла.

   

Наличие художественного вкуса и навыков ана-

лиза и оценки произведений изобразительного

искусства.

Умение проанализировать, какими средствами выражен замысел произведения.

Наличие собственного мнения, умение аргу-

ментированно отстаивать свою позицию.

Умение обобщить сказанное, подвести итог, дать оценку.

Умение определить возможности и пути дальнейшего совершенствования.

4

Ценностно-смысловой

аспект

Восприятие творческой деятельности

как неотъемлемой части своей жизни.

Отношение количества выпускников, посту-

пивших в художественные вузы, ссузы к общему количеству выпускников в процентах.

5

Эмоционально-волевая

регуляция процесса

и результата проявления

компетентности

Развитие интеллектуальной сферы ребенка

Участие в олимпиадах по истории искусств,

конференциях, исследовательская деятель-

ность в области искусства.

Развитие волевых и эмоциональных качеств,

достаточных для осуществления практической

деятельности в выбранном виде искусств, как в

самой школе искусств, так и после ее окончания.

Качественное и в срок выполнение классных

учебных заданий.

Качественное и в срок выполнение домашних

заданий по сбору материалов для композиции.

Качественное и в срок выполнение домашних

набросков, зарисовок.

Развитие внутренних, сущностных, природных,

универсальных свойств личности обучающегося:

композиционного мышления, зрительной памяти,

воображения, эстетического восприятия действи-

тельности и искусства, внимания, наблюдательно-

сти – в качестве индикаторов измерения данной

компетенции могут быть продукты творческой дея-

тельности – выполненные задания по композиции .

Проявление умений обобщить наблюдения и

создать художественный образ.

Придание эмоциональной окраски образам.

Проявление неравнодушного отношения к

действительности.

Наличие деталей, выполненных в композиции

по результатам наблюдения действительности.

6

Результативный аспект:

достижения

Анализ портфолио учащихся:

 

результаты обучения по рисунку, живописи,

композиции.

Средний балл по итогам учебного года.

Средний балл по итогам срезовых просмотров.

результаты обучения по предмету по выбору.

Отметка по итогам учебного года

результаты обучения по практике (пленэру)

Средний балл по итогам учебного года.

результаты участия в выставках, конкурсах

Количество работ, участвовавших в выставках.

Количество выставок, в которых участвовал ученик.

Количество дипломов за призовые места в

международных, всероссийских, региональ-

ных выставках.

Количество дипломов за призовые места

в краевых, городских выставках

Количество дипломов за участие

в международных, всероссийских,

региональных выставках

Количество дипломов за участие в областных,

городских выставках.

Результатом освоения программы «Изобразительное искусство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области художественного творчества:

- знания терминологии изобразительного искусства;

- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков анализа цветового строя произведений живописи;

- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

- навыков подготовки работ к экспозиции;

в области пленэрных занятий:

- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

- умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;

в области истории искусств:

- знания основных этапов развития изобразительного искусства;

- умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;

- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

Результаты освоения программы с 4-летним сроком обучения по учебным предметам обязательной части должны отражать:

Рисунок:

знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

знание законов перспективы;

умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;

умение моделировать форму сложных предметов тоном;

умение последовательно вести длительную постановку;

умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

навыки владения линией, штрихом, пятном;

навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;

навыки передачи фактуры и материала предмета;

навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Живопись:

знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

знание разнообразных техник живописи;

знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

навыки в использовании основных техник и материалов;

навыки последовательного ведения живописной работы.

Композиция станковая:

знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;

умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

навыки работы по композиции.

История искусств:

знание основных этапов развития изобразительного искусства;

первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание основных понятий изобразительного искусства;

знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;

умение выделять основные черты художественного стиля;

умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;

навыки анализа произведения изобразительного искусства.

Пленэр:

знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;

знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;

умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

навыки передачи световоздушной перспективы;

навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Результаты освоения учебных предметов вариативной части:

Скульптура:

знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;

знание оборудования и пластических материалов;

умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;

умение работать с натуры и по памяти;

умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;

навыки конструктивного и пластического способов лепки.

Декоративная композиция:

- знания:

понятий и терминов, используемых при работе над декоративной композицией;

о «стилизации» и «стили»;

о декоративном рисовании;

о создании стилизованной декоративной композиции;

- умения:

выявление характерных особенностей изображаемого предмета по средствам стилизации;

работать над индивидуальной трактовкой изображаемого предмета;

передавать стилистику, историческую достоверность деталей;

трансформировать и стилизовать заданную форму;

- навыки:

перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;

анализировать схемы построения композиций великих художников;

создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.

Станковая графика:

умение различать виды гравюр;

иметь навык эстетического восприятия гравюры;

знание техники гравюры на дереве (обрезная черно-белая) и приемов работы;

умение работать в композиции большими отношениями черного, белого и серого.

СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Критерии оценки знаний и умений учащихся отражены в программах учебных предметов.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Композиция станковая;

2) История искусств.

По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • знание основных художественных школ, исторических периодов развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
  • знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства;
  • знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
  • умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные возможности;
  • навыки последовательного осуществления работы по композиции;
  • наличие кругозора в области изобразительного искусства.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» («Малышок»)

(для учащихся, поступивших в школу в возрасте 4-6 лет)

СРОК ОСВОЕНИЯ – 2 ГОДА

Предмет

Количество часов в неделю

1 год

2 год

1

Рисунок (графика)

3

3

2

Живопись

3

3

 

Всего:

6

6

Общее количество часов в год:

- рисунок (графика) – 102;

- живопись – 102;

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(подготовительные группы)
(для учащихся, поступивших в школу в возрасте 7-10 лет)

СРОК ОСВОЕНИЯ – 3 ГОДА

Предмет

Количество часов в неделю

1 год

2 год

3 год

1

Рисунок (графика)

3

3

3

2

Живопись

3

3

3

3

Декоративно-прикладное искусство

-

-

3

 

Всего:

6

6

9

Общее количество часов в год:

- рисунок (графика) – 102;

- живопись – 102;

- ДПИ – 102.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

(для учащихся, поступивших в школу в возрасте 14-15 лет)

СРОК ОСВОЕНИЯ – 2 ГОДА

Предмет

Количество часов в неделю

1 год

2 год

1

Рисунок

3

3

2

Живопись

3

3

3

Композиция

3

3

 

Всего:

9

9

Общее количество часов в год:

- рисунок– 102;

- живопись – 102;

- композиция – 102.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ

(программа базового курса, для учащихся, поступивших в школу в возрасте 11-13 лет)

СРОК ОСВОЕНИЯ – 4 ГОДА

Предмет

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Рисунок

3

3

4

4

2

Живопись

3

3

3

3

3

Композиция

3

3

3

3

4

Скульптура

3

3

1

1

5

Предмет по выбору

-

-

1

1

6

История искусств

1

1

1

1

7

Пленэр

1,55

1,55

1,55

1,55

 

Всего:

14,55

14,55

14,55

14,55

Предмет по выбору:

3, 4 классы – композиция, станковая графика и декоративная композиция.

Продолжительность учебного года – 34 недели.

Дополнительно две первые недели июня – пленэр (учебная практика).

Общее количество часов в год:

Рисунок 1, 2 классы – 102

Рисунок 3, 4 классы - 136

Живопись 1 - 4 классы – 102

Композиция 1 – 4 классы – 102

Скульптура 1 – 2 классы – 68

Скульптура 3 – 4 классы - 34

Предмет по выбору 1 – 4 классы – 34

История искусств 1 – 4 классы - 34

Пленэр 1-4 классы -56

Занятия групповые.

Количественный состав групп не более 15 человек.

ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При реализации образовательной программы в школе осуществляется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося. С этой целью в школе, в связи с небольшим педагогическим коллективом, функции методического совета возложены на педагогический совет. Требования к методической работе, порядок оценки ее результатов определяются уставом или локальным нормативным актом образовательного учреждения.

Творческая деятельность в рамках реализации образовательной программы предусматривает создание психолого-педагогических и организационных условий, способствующих личностной самоактуализации и будущему профессиональному самоопределению обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей.

ЗАДАЧА:

  • формирование познавательных интересов и потребностей,
  • устойчивой мотивации к художественной деятельности;
  • развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и
  • эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в изобразительном искусстве, как в самой детской художественной школе, так и после ее окончания;
  • формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Обеспечение условий для участия в конкурсах и выставках учащихся.

Развитие ученического самоуправления.

Формирование терпимости и толерантности к иной культуре и иному мировоззрению через изучение культуры разных народов.

Методическая деятельность включает в себя

  • Разработку комплексной образовательной программы.
  • Создание электронной методической базы.
  • Организация регулярной работы методобъединения.
  • Проведение зональных методических семинаров для школ искусств города и края.
  • Стимулирование активности преподавателей в разработке и внедрении инновационных программ (моральное и материальное).

Просветительская деятельность направлена на позиционирование школы как неотъемлемой активной составляющей жизни города.

Полноценная реализация образовательной программы, формирование творческой личности и позиционирование школы как важной культурной составляющей жизни города невозможны без активного сотрудничества с культурным сообществом не только Красноярска и края, но и России.

Создание кластеров является способом способ координации усилий различных субъектов, потенциально заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве друг с другом: образовательных учреждений, предприятий, различных компаний, органов власти, учащихся и их родителей. Ведущая идея заключается в поиске и организации взаимодействия с теми партнерами, которые заинтересованы в ресурсах школы: фирм, образовательных учреждений и организаций, готовых вкладывать усилия и средства в профессиональное становление учащихся художественной школы.

ЗАДАЧА:

Установление творческих контактов с организациями культуры города, края, России.

Обеспечение творческо-практической деятельности учащихся школы: выставочная деятельность, проведение мастер-классов, конференций и т.д.

Создать условия для общественно-активной деятельности школы как условия формирования основных общекультурных компетентностей учащихся за счет расширения поля их социального взаимодействия

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

  • разработать механизмы вовлечения не только педагогов, но и родителей и специалистов различных сфер профессиональной деятельности в реализацию проектов школы с целью расширения поля самореализации учащихся;
  • создать организационную структуру школы по продвижению образовательных услуг в социальном окружении школы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия реализации программы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, необходимых для успешной творческой реализации.

Для реализации программы школа имеет необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения, включающих:

  • выставочный зал (выставки проходят в помещении школы и в помещениях КГБУК «Краевая филармония» по договору о сотрудничестве и плану совместной деятельности);
  • библиотечный фонд;
  • помещения для работы со специализированными материалами (кабинет истории искусств оснащен видеопроектором, ЖК - телевизором, компьютером, музыкальным центром);
  • мастерские: рисунка, живописи, композиции, скульптуры;
  • учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий;
  • натюрмортный фонд и методический фонд.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакуридзе А.Б. Разработка образовательной программы школы. Библиотека журнала Методист (№6/2006).

2. Методические рекомендации по определению требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств и проведению аттестации детских школ искусств (М., НМЦ ХО, 2004).

3. Методические рекомендации по организации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся детских школ искусств (разработаны Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре Правительства Москвы).

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».

6. Письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 27.05.2008 № 1605-07/4-1/04 «О деятельности детских школ искусств и перечне примерных программ».

7. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для детских музыкальных школ и детских школ искусств. М., МК РФ, 2001.

8. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам искусств для детских школ искусств. М., МК РФ, 2003.