Образовательная программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа №2» реализует дополнительную общеобразовательную программу художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство».

Комплексная образовательная программа  разработана для детской художественной школы на основе Примерных учебных планов образовательных программ дополнительного образования для детских школ искусств, Министерство культуры РФ, Москва, 2003 год.

Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 17 лет.

Срок реализации программы –2,3,4 года.

Содержание художественного образования включает:

  • формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
  • формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
  • формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Основным   принципом   построения  образовательной программы   является  вариативность  содержания,  направленного  на  удовлетворение  различных образовательных потребностей.

Программа реализует подготовительный и базовый курс начального художественного образования.

Программа для детей 5-6 лет является программой раннего эстетического развития. Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы: развитие интереса к изобразительному искусству, раннее выявление творчески одаренных детей.

Программа подготовки детей к поступлению в школу предназначена для детей в возрасте 7-10 лет. Срок реализации программы – 3 года.

Цели подготовительной программы:  дать детям представление об основных видах, жанрах и терминах изобразительного искусства,  привить навыки работы с различными художественными материалами, развить фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Программа для детей старше 14 лет направлена на обучение подростков основам изобразительной грамоты. Срок реализации – 2 года.

Цель программы: освоение основ изобразительной грамоты,  развитие творческих способностей, подготовка к поступлению в профильные учебные заведения.

Программа базового курса рассчитана на детей в возрасте 11-17 лет.

Срок реализации – 4 года.

Уровень освоения – повышенный.

Цели повышенного уровня освоения:

  • достижение  уровня  развития  личности,  достаточного для  творчески-деятельной   самореализации   и   самовыражения  в  сфере искусства;
  • достижение  уровня  образованности,  позволяющего выпускнику самостоятельно  ориентироваться  в  ценностях  мирового культурного пространства;
  • достаточно  высокая  степень  овладения  знаниями, умениями, навыками    по   выбранному   виду   искусства,   необходимая   для приобретения собственного опыта художественной деятельности.

Занятия в школе групповые.  В классе не более 15 человек. Занятия по отдельным предметам проводятся блоками по 3 урока. Продолжительность урока 40 минут, перерыв между уроками 10 минут.

Учебная практика – пленэр, проводится в первой половине июня.

Важная  специфика  образовательного  процесса  в  детской художественной школе - его практико-ориентированная направленность.

Практическая  деятельность  обучающихся  в  детской художественной школе  имеет следующие виды:

  • учебно-исполнительская  (художественно-изобразительная);
  • учебно-теоретическая;
  • творческая (креативная);
  • культурно-просветительская.

Данные  виды  практической  деятельности  обучающихся в детской    художественно школе   могут  быть  основой  как  учебных  занятий, так и внеклассных мероприятий.

ТРРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОЙ ХУДОДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Результат  образовательного  процесса - выпускник детской художественной школы,   поэтому   требования  к  уровню  подготовки  выпускника являются важной частью общих требований к содержанию образования.

Выпускник   детской художественной школы    - личность,  реализующая  свой  целевой  выбор в области  изобразительного искусства,  в уровне  освоения этой деятельности, мотивах и ценностных ориентациях через приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Таким  образом,  качественное  образование  -  это образование, которое  обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопределения и способы эффективного действия в любых обстоятельствах

Показателями   развития   личности   выпускника  детской художественной школы как результата образования являются:

  • сформированность  познавательных  интересов  и потребностей,  устойчивой мотивации к художественной деятельности;
  • развитие   интеллектуальной   сферы   ребенка,   волевых  и эмоциональных  качеств,  достаточных для осуществления практической деятельности  в различных видах искусств, как в самой детской школе искусств, так и после ее окончания.

Повышенный уровень освоения образовательной программы выпускником предполагает следующие знания и умения:

1) Учебно-исполнительская деятельность – овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых в индивидуальной творческой деятельности (практике). Формирование умения самостоятельно решать поставленные задачи и художественно их реализовывать. Умение грамотно и образно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира. Овладение различными художественными материалами, техниками и жанрами. Формирование умения грамотно и осмысленно применять их для решения художественных задач.

2) Учебно-теоретическая – достижение необходимого уровня функциональной грамотности. Овладение навыками осознанного восприятия произведений изобразительного искусства. Овладение законами цветоведения, световоздушной и линейной перспективы. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.

3) Творческая (креативная) – формирование умения воплощать представления и фантазии в работе над композицией.

4) Культурно-просветительская – формирование навыков участия в конкурсах, фестивалях, выставках. Овладение навыками индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Формирование умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Формой  аттестации учащихся являются просмотры работ, проводящиеся в 1 и 2 классах по окончании каждой четверти, в 3 и 4 классах – один раз в полугодие.

Кроме того, проводятся промежуточные  просмотры в классах по окончании работы над темой, на которых выставляются текущие оценки.

Итоговая аттестация в 4 классе проводится в форме контрольных работ по рисунку, живописи и скульптуре, дипломной работы по композиции, экзамену по истории искусств. При этом учитывается успеваемость учащегося в течение всего курса обучения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» («Малышок»)
(для учащихся, поступивших в школу в возрасте 5-6 лет)

СРОК ОСВОЕНИЯ – 2 ГОДА

 

 

Предмет

Количество часов в неделю

1 год

2 год

1

Рисунок (графика)

3

3

2

Живопись

3

3

 

Всего:

6

6

Общее количество часов в год:

  • рисунок (графика) – 102;
  • живопись – 102.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (подготовительные группы)
(для учащихся, поступивших в школу в возрасте 7-10 лет)

СРОК ОСВОЕНИЯ – 3 ГОДА

 

 

Предмет

Количество часов в неделю

1 год

2 год

3 год

1

Рисунок (графика)

3

3

3

2

Живопись

3

3

3

3

Декоративно-прикладное искусство

-

-

3

 

Всего:

6

6

9

Общее количество часов в год:

  • рисунок (графика) – 102;
  • живопись – 102;
  • ДПИ – 102.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(для учащихся, поступивших в школу в возрасте 14-16 лет)

СРОК ОСВОЕНИЯ – 2 ГОДА

 

 

Предмет

Количество часов в неделю

1 год

2 год

1

Рисунок (графика)

3

3

2

Живопись

3

3

3

Композиция

3

3

 

Всего:

9

9

Общее количество часов в год:

  • рисунок (графика) – 102;
  • живопись – 102;
  • композиция – 102.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ
(программа базового курса, для учащихся, поступивших в школу в возрасте 11-13 лет)

СРОК ОСВОЕНИЯ – 4 ГОДА

 

 

Предмет

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Рисунок

3

3

4

4

2

Живопись

3

3

3

3

3

Композиция

3

3

3

3

4

Скульптура

2

2

1

1

5

Предмет по выбору

1

1

1

1

6

История искусств

1

1

1

1

7

Пленэр

1,55

1,55

1,55

1,55

 

Всего:

14,55

14,55

14,55

14,55

Предмет по выбору:

1, 2 классы – скульптура,

3, 4 классы – композиция, графика и декоративная композиция.

Общее количество часов в год:

Рисунок 1, 2 классы – 102

Рисунок 3, 4 классы - 136

Живопись 1 - 4 классы – 102

Композиция 1 – 4 классы – 102

Скульптура 1 – 2 классы – 68

Скульптура 3 – 4 классы - 34

Предмет по выбору 1 – 4 классы – 34

История искусств 1 – 4 классы - 34  

Количественный состав групп не более 15 человек.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Инвариантный модуль – федеральный компонент, обеспечивающий единство образовательного пространства России, основа обучения в художественной школе. Данный комплекс обязательных предметов, объем часов, длительный период обучения, позволяют выделить ДХШ как особый вид учреждений дополнительного образования детей.

Содержание инвариантного модуля регулируется федеральными требованиями – примерными образовательными программами, рекомендованными Минкультуры РФ.

Вариативный модуль – обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов образования.

Школьный компонент направлен на реализацию принципа индивидуализации образования. Он дает возможность учесть интересы обучающихся и их родителей.

ПРЕДМЕТ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

Декоративная композиция

Программа знакомит учащихся с основами построения декоративной композиции, стилизацией и формообразованием.

1 год

Графика

Программа знакомит учащихся с печатной графикой – ксилографией (теория и практика).

1 год

Скульптура

Программа изучает особенности народных промыслов, декоративной керамики.

2 года

Композиция (предмет по выбору в 3 классе)

Композиция носит историко-краеведческий характер.

1 год

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебные предметы

Срок обучения

Вид рабочей программы учебных предметов (примерная*, модифицированная (адаптированная), авторская)

Автор (составитель), реквизиты: год издания, кем утверждена

Особенности адаптации

Учебно-методический комплекс**

Учебник, учебные пособия

 

Дополнительное учебно-методическое обеспечение

***

Рисунок

4 года

Примерная

«Рисунок»,2002, Министерство культуры РФ

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

 

 

Модифицированная

«Рисунок»2007 ФедороваЕ.Б.ДХШ2

В 1кл.больше внимания заданиям на силуэт. Увеличена продолжительность работы над некоторыми заданиями в 3-4 кл.

 

 

Живопись

4 года

Примерная

«Живопись»,2003, Министерство культуры РФ

В 1 классе разработан переход с гуаши на акварель. В 3-4 классах больше внимания этюдам.

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

 

 

Модифицированная

«Живопись»,2007     ПономаревА.В.ДХШ2

 

 

 

Композиция

4 года

Примерная

«Композиция», 2003 Министерство культуры РФ

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

 

 

Модифицированная

«Композиция»2007 ГладченкоИ.В.ДХШ2

Работа над эскизами с 1 кл. Включены дополнительные темы..

 

 

Скульптура

4 года

Примерная

«Рисунок, живопись, скульптура, композиция»,1994г Комитет по делам культуры и искусства администрации Красноярского

 

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

 

 

Модифицированная

«Скульптура»2007 ЛабаревичТ.И.ДХШ2

Программа адаптирована к условиям организации занятий по скульптуре в ДХШ №2, разработана с уклоном в декоративное направление

 

 

История искусств

4 года

Примерная

«Ист. Искусств»2003 Министерство культуры РФ

 

( см. Приложение 1)

 

 

 

Модифицированная

«История искусств»2002 КривоноговаН.В.

ДХШ2

Взаимосвязь с композицией

 

 

Пленэр

4 года

Примерная

«Пленэр», 1989 Министерство культуры РФ

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

 

 

Модифицированная

«Пленэр»2007 ИльченкоЕ.С.ДХШ2

Программа разработана с учетом региональных особенностей.

 

 

Декоративная композиция

1 год

Модифицированная

«Декоративная композиция»2007 ГладченкоИ.В.ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Графика

1 год

Модифицированная

«Уроки ксилографии в 4 классе ДХШ», 2004 Федорова Е.Б.

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Графика Живопись (подготовит гр.)

2 года

Модифицированная

«Первые шаги»2007 ГладченкоИ.В.ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Графика 0 класс

1 год

Модифицированная

«Графика»2007 ФедороваЕ.Б.ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Живопись 0 класс

1 год

Модифицированная

«Живопись»2007 ЛабаревичТ.И.ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

ДПИ 0 класс

1 год

Модифицированная

«ДПИ»2007Лабаревич Т.И.ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Скульптура

2 года

Модифицированная

«Скульптура»2007 ЛабаревичТ.И.ДХШ2

 

 

 

Композиция(предмет по выбору в 3 классе)

1 год

Модифицированная

«Композиция (предмет по выбору в 3 классе)» 2007 ГладченкоИ.В.ДХШ2

Композиция носит историко-краеведческий характер

 

 

Композиция (для детей старше 14 лет)

2 года

Модифицированная

«Композиция», 2010, Спицына Н.Ю., ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Живопись (для детей старше 14 лет)

2 года

Модифицированная

«Живопись», 2010, Пономарев А.В., ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Рисунок (для детей старше 14 лет)

2 года

Модифицированная

«Рисунок», 2010, Федорова Е.Б., ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Керамика (предмет по выбору для детей 7-9 лет)

2 года

Модифицированная

«Основы скульптуры в подготовительной группе», 2010, Ильченко Е.С.,

ДХШ 2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Живопись (для детей 5-6 лет)

2 года

Модифицированная

«Знакомство с живописью»,2010 Ильченко Е.С., ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

Графика (для детей 5-6 лет)

2 года

Модифицированная

«Графика»,2010 Курьянова К.П., ДХШ2

 

 

Работы из методического фонда школы  и на электронных носителях

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакуридзе А.Б. Разработка образовательной программы школы. Библиотека журнала Методист (№6/2006).
  2. Методические рекомендации по определению требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств и проведению аттестации детских школ искусств (М., НМЦ ХО, 2004).
  3. Методические рекомендации по организации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся детских школ искусств (разработаны Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре Правительства Москвы).
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».
  6. Письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии  от 27.05.2008 № 1605-07/4-1/04 «О деятельности детских школ искусств и перечне примерных программ».
  7. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для детских музыкальных школ и детских школ искусств. М., МК РФ, 2001.
  8. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам искусств для детских школ искусств. М., МК РФ, 2003.